Молоко А2 и β-казоморфины
β-казеины в умном молоке А2
И.Г. Михеева, О.Б.Курасова, Т.В.Гуторова ФГБОУ ВО РНИМУ им.Н.И.Пирогова МЗ России, г.Москва
Как известно, белковый состав коровьего молока представлен преимущественно казеиновой фракцией (в коровьем молоке 80% казеинов и 20% сывороточных белков). Казеиновые белки подразделяются на 3 типа: альфа-, бета- и каппа-казеины. Представляют научный интерес β-казеины коровьего молока. Различают несколько вариантов β-казеина, но наиболее распространенные разновидности β-казеина – А1 и А2. Первым был обнаружен β-казеин А1, а вторым А2, это отражено в их нумерации. Известно, что распространенность β-казеинов А1 и А2 варьирует от одного стада коров к другому, а также между странами. Около 80% поголовья крупного рогатого скота в Европе содержит или А1 фракцию β-казеина или А1 и А2 β-казеины в соотношении 1:1. Единственное отличие между β-казеинами А1 и А2 коровьего молока, каждый из которых состоит из 209 аминокислот, в разнице аминокислоты в 67-положении. Так, в β-казеине А1 в 67-м положении находится аминокислота гистидин, а в β-казеине А2 – пролин. В результате этого уникального отличия в одной аминокислоте из β-казеина А1 под действием пептидаз образуются β-казоморфины, вещества обладающие опиоидной активностью. При переваривании β-казеина А2 этого не происходит.
β-казоморфин
Наиболее изученным является β-казоморфин-7 коровьего молока. Впервые β-казоморфин-7 был обнаружен в 1979 году. При структурном исследовании было установлено, что это соединение состоит из 7 аминокислот с определенной последовательностью Tyr-Pro-Phe-Pro-Gly-Pro-Ile, и соответствует 60-66 фрагменту β-казеина коровьего молока (V.Brantl, 1979). Дальнейшие исследования подтвердили наличие опиоидной активности у данного соединения (V.Brantl 1984, G.Koch 1985). Свои эффекты казоморфины осуществляют через опиоидные рецепторы. Различные типы опиоидных рецепторов специализируются на регуляции различных физиологических функций. Например, наиболее высокая концентрация - рецепторов обнаружена в головном и спинном мозге, симпатических ганглиях. В теле желудка эти рецепторы располагаются в подслизистом слое (мейснеровском сплетении), в тонком кишечнике - в слизистом, подслизистом слоях. Показано, что опиоидные рецепторы участвуют в модуляции болевой чувствительности, регуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, регуляции аппетита, процессов обучения и памяти, терморегуляции, синтеза и высвобождения ряда гормонов (Dhawan B.N. et al., 1996; Зозуля А.А и соавтор., 1999).
Казоморфины были обнаружены в составе казеинов молока многих млекопитающих, в том числе и человека, но имеют свои структурные различия. Было показано, что они способны проникать через кишечный барьер в раннем постнатальном периоде и оказывать положительные эффекты на растущий организм. В экспериментальных работах была показана способность казоморфинов снижать уровень тревожности, повышать исследовательскую активность, снижать болевую чувствительность, улучшать обучение, оказывать нейропротективный эффект, усиливать привязанность детенышей к матери, участвовать в регуляции материнского поведения.
По мере накопления экспериментальных и клинических исследований появились работы, свидетельствующие о негативных эффектах β-казоморфинов коровьего молока. Высвобождаясь при переваривании казеинов коровьего молока, β-казоморфины-7 могут оказывать местное воздействие на ЖКТ - замедлять моторику, вызывать вздутие, боль в животе, увеличивать продукцию слизи в кишечнике, усиливать воспаление. В экспериментальных работах было показано повышение экспрессии провоспалительных маркеров (миелопероксидазы и интерлейкина-4). Кроме того, в настоящее время накоплены данные о том, что β-казеин А1 влияет на расщепление и переваривание лактозы, усугубляя ее непереносимость. Все эти процессы вызывают хроническое воспаление ЖКТ и увеличивают проницаемость слизистой. При патологических состояниях, связанных с повышением проницаемости кишечного барьера, казоморфины могут попадать в кровоток и оказывать воздействие на специфические опиоидные рецепторы, что повышает вероятность развития нарушений со стороны эндокринной, нервной, иммунной, сердечно-сосудистой систем.
Профилактика функциональных нарушений ЖКТ
Так, в клинических исследованиях была показана взаимосвязь между задержкой темпов психомоторного развития детей грудного возраста, получающих адаптированные молочные смеси на основе белка коровьего молока, и высокими значениями β-казоморфина-7 в сыворотке крови. Ряд авторов полагает, что повышенное содержание β-казоморфинов коровьего молока в организме может являться патогенетическим звеном в развитии аутизма. Показано, что β-казоморфины, являясь антагонистами серотониновых и агонистами опиоидных рецепторов, могут при повышенных концентрациях влиять на опиоидную и серотониновую системы и в ряде случаев приводить к развитию расстройств аутистического спектра (Соколов О.Ю. и соавт, 2010).
Таким образом, увеличивается количество данных, свидетельствующих о проблемах переваривания А1-казеинов коровьего молока. Накопившиеся экспериментальные и клинические данные об отрицательном влиянии казоморфинов коровьего молока, особенно когда казоморфины в составе молока могут попасть в организм ребенка в большом количестве, диктуют необходимость создания адаптированных молочных смесей на основе коровьего молока, содержащего казеин А2. Исключение из рациона казеина А1 и использование молока, содержащего казеин А2, может явится профилактикой функциональных нарушений ЖКТ и, вероятно, патологических состояний со стороны других органов и систем, на которые опиоидные пептиды экзогенного происхождения – казоморфины, могут оказать свой отрицательный эффект.
* Статья была размещена в материалах XXVI Конгресса детских гастроэнтерологов России и стран СНГ (Москва / 26-28 марта 2019 г).